Fanfan la Tulipe

Fanfan la Tulipe
 Фанфан-Тюльпан
   1952 - Франция - Италия (102 мин)
     Произв. Ariane, Filmsonor, Amato Productions
     Реж. КРИСТИАН-ЖАК
     Сцен. Рене Внлер, Рене Фалле, Анри Жансон, Кристиан-Жак
     Опер. Кристиан Матра
     Муз. Морис Тирье, Жорж Ван Пари
     В ролях Жерар Филип (Фанфан-Тюльпан), Джина Лоллобриджида (Аделина), Марсель Эрран (король Людовик XV), Оливье Юссено (Транш-Монтань), Ноэль Роквер (сержант Хвастун), Женевьев Паж (маркиза де Помпадур), Анри Роллан (маршал д'Эстре), Нерио Бернарди (Жан Лафраншиз), Жан-Марк Теннберг (Лебель).
   Чтобы избежать женитьбы на одной из своих мимолетных любовниц, Фанфан на 7 лет записывается в Аквитанский полк. Аделина, дочь офицера-вербовщика, выдает себя за цыганку и предсказывает Фанфану, что он женится на дочери короля. По дороге Фанфан в самом деле спасает от нападения бандитов Генриетту Французскую, дочь Людовика XV, а также мадам де Помпадур. В знак благодарности Помпадур дарит Фанфану тюльпан, благодаря которому он и получает свое прозвище. Фанфан видит в этой судьбоносной встрече шаг навстречу пророчеству Аделины, в которое он верит непоколебимо. Он вступает в поединок с сержантом Хвастуном, который не может стерпеть его заносчивость. Дуэль продолжается на крышах гарнизонных зданий.
   Поскольку король остановился по соседству, в замке Вертелюн, Фанфан пробирается туда, чтобы еще раз полюбоваться на свою «суженую». Он попадает в руки стражи, и, несомненно, его жизнь оборвалась бы на виселице, если бы король, выслушав просьбы мадам де Помпадур и Аделины о помиловании пленного, не распорядился иначе; ветка дерева, на которой собираются повесить Фанфана, ломается, и Фанфан оказывается на свободе. Но теперь монарх требует от Аделины награды. Вопреки его ожиданиям, Аделина не отдается ему, а отвешивает пощечину и при помощи Помпадур скрывается от королевского гнева в монастыре. К несчастью, вероломный сержант Хвастун говорит, где находится Аделина, придворному короля, ведущему ее розыски.
   Хвастун и Фанфан проникают в монастырь. Фанфан сбрасывает противника в колодец - и больше мы о нем не услышим. Придворный увозит Аделину в карете. Фанфан и его друзья скачут вдогонку. Таким образом, преследователи и преследуемые оказываются за неприятельскими линиями (поскольку в это время готовится историческое сражение). Неприятель, растерявшись, полностью меняет боевой порядок войск. Людовик XV ничего не понимает в происходящем. Фанфан освобождает Аделину и попадает в подземелье под генеральным штабом неприятеля, где заодно берет в плен всех вражеских генералов. В награду за этот подвиг Людовик XV жалует ему капитанский чин. Кроме того, он делает так, чтобы пророчество Аделины исполнилось: Фанфан действительно женится на дочери короля, но… на приемной дочери, то есть на Аделине: монарх решил взглянуть на нее более по-отечески.
    Кассовый триумф этого фильма в начале 50-х гг. подчеркивает талант, а также везение Кристиан-Жака. Публика с энтузиазмом приветствовала слегка поверхностную (и временами немного искусственную) легкость этой героической поэмы, в довольно скудных похождениях народного героя беззлобно подтрунивающей над «войной в кружевах», абсолютной монархией и прочими атрибутами XVIII столетия. Творчество Кристиан-Жака достойно внимания не только любителей развлечений, но и историков, поскольку очень точно отражает самые характерные черты различных десятилетий в истории французского кино. 30-е гг.: время водевильного фарса, доведенного до огромных, гротесковых масштабов; в кинематографе ничего не боятся; сочетаются друг с другом цинизм, наивность, виртуозность, даже некоторая игривая смелость; разрешено все - главное, чтобы исполнение было блестящим. 40-е гг.: бал правит все необычное; поиск оригинальных сюжетов; амбициозные экранизации; конец десятилетия изобилует нравоучительными биографическими фильмами, выполненными с убежденностью и искренностью; это время каллиграфизма на французский манер, время великих операторов и костюмеров. 50-е гг.: тщательность, характерная для предыдущего периода, постепенно застывает, каменеет, наполняется академичностью; французский кинематограф колеблется, ищет себя и часто не может найти; это время жестких и неподатливых рамок. 60-е и 70-е гг.: поколение Кристиан-Жака постепенно вытесняется из нового времени. Жалеть об этом приходится скорее зрителю, чем самим режиссерам. Иногда новый всплеск цинизма и ядовитой сатиры (см. Веские доказательства, Les bonnes causes, 1962) доказывает, что режиссер не утратил ни таланта, ни ясности ума. Несколько бестелесная фантазийность Фонтана характерна для периода колебаний, когда все французские кинорежиссеры начали терять свое «амплуа».
   Кристиан-Жак прекрасно сознает полное неправдоподобие экранной пары Филип - Лоллобриджида (напомним мимоходом, что именно этот фильм принес итальянской актрисе всемирную славу). Поэтому он прибегает к старой уловке, не раз удачно применявшейся в прошлые десятилетия: уравновешивает слегка искусственную слащавость центральной пары героев колоритными побочными персонажами в исполнении выдающихся актеров. Надолго остается в памяти монументальная и уморительная тупость персонажа Ноэля Роквера или же беспокойная похотливость великолепного Марселя Эррана, внушающего одновременно и восторг, и отвращение. Но эти 2 актерские работы, как бы талантливы ни были, ничего существенного не меняют в фильме. Они существуют отдельно, словно чересчур резкие и точные гравюры, вставленные в бледноватый общий ансамбль. Эта разнородность вдохновения, вызванная также тем, что над фильмом работали 3 очень разных сценариста, типична для периода, когда прежде непоколебимое равновесие французского кинематографа расшатывается. Неизменно прекрасна операторская работа Кристиана Матра.
   N.В. Еще одна версия: Фанфан-Тюльпан, кинороман в 8 главах Рене Лепренса (1925), выполненный в тщательно отделанных декорациях и костюмах, но довольно тусклый в драматургическом отношении. Сценарий достаточно сильно отличается от фильма Кристиан-Жака, который специально просмотрел эту картину, прежде чем взяться за работу над собственной.
   БИБЛИОГРАФИЯ: раскадровка (909 планов) в журнале «L'Avant-Scene», № 370 (1988). См. также симпатичную новеллизацию Жоржа Г. Тудуза (Georges G. Toudouze, Tallandier, 1952) и воспоминания Ноэля Роквера в книге-интервью Ивона Флоклея (Yvon Flochlay, Editions France-Empire, 1987).

Авторская энциклопедия фильмов Жака Лурселля. - Rosebud Publishing, Интерсоцис. . 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Fanfan la Tulipe" в других словарях:

  • Fanfan La Tulipe — Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. Fanfan la Tulipe chanson de Paul Émile Debraux écrite en 1819 sur un air du XVIIIe siècle Fanfan la Tulipe opérette de Louis Varney créée en 1882… …   Wikipédia en Français

  • Fanfan la tulipe — Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. Fanfan la Tulipe chanson de Paul Émile Debraux écrite en 1819 sur un air du XVIIIe siècle Fanfan la Tulipe opérette de Louis Varney créée en 1882… …   Wikipédia en Français

  • Fanfan la Tulipe — héros d une chanson française de 1819; Fanfan aime le vin, les femmes et les combats: En avant Fanfan la Tulipe …   Encyclopédie Universelle

  • Fanfan la tulipe — In diesem Artikel oder Abschnitt fehlen folgende wichtige Informationen: Vollständige Handlung Du kannst Wikipedia helfen, indem du sie recherchierst und einfügst …   Deutsch Wikipedia

  • Fanfan la Tulipe —  Cette page d’homonymie répertorie les différentes œuvres portant le même titre. Fanfan la Tulipe peut désigner : Fanfan la Tulipe, chanson du chansonnier et goguettier Émile Debraux écrite en 1819 Fanfan la Tulipe, opérette de Louis… …   Wikipédia en Français

  • Fanfan la Tulipe — Infobox Film name = Fanfan la Tulipe caption = Original 1952 Film Poster director = Christian Jaque producer = Francis Cosne Georges Dancigers Alexandre Mnouchkine writer = René Wheeler René Fallet Christian Jaque Henri Jeanson René Wheeler Henri …   Wikipedia

  • Fanfan la Tulipe —    Film d aventures de Christian Jaque, avec Gérard Philipe (Fanfan), Gina Lollobrigida (Adeline), Noël Roquevert (Fier à Bras), Marcel Herrand (Louis XV).   Scénario: René Wheeler, René Fallet (dialogues d HenriJeanson)   Photographie: Christian …   Dictionnaire mondial des Films

  • Fanfan La Tulipe (Film, 1952) — Pour les articles homonymes, voir Fanfan la Tulipe. Fanfan la Tulipe est un film français réalisé par Christian Jaque, sorti en 1952. Sommaire 1 Synopsis 2 Fiche tech …   Wikipédia en Français

  • Fanfan la tulipe (film, 1952) — Pour les articles homonymes, voir Fanfan la Tulipe. Fanfan la Tulipe est un film français réalisé par Christian Jaque, sorti en 1952. Sommaire 1 Synopsis 2 Fiche tech …   Wikipédia en Français

  • Fanfan La Tulipe (Chanson) — Pour les articles homonymes, voir Fanfan la Tulipe. Fanfan la Tulipe est une chanson écrite par le chansonnier français Paul Émile Debraux en 1819 sur un air populaire anonyme du XVIIIe siècle. Cette chanson est à l origine du personnage de… …   Wikipédia en Français

  • Fanfan La Tulipe (Film, 2003) — Pour les articles homonymes, voir Fanfan la Tulipe. Fanfan la Tulipe est une comédie française réalisée par Gérard Krawczyk, sortie en 2003. Sommaire 1 Synopsis 2 …   Wikipédia en Français


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»